Главная » Новости » Поправки в НК РФ: новый порядок уплаты налога на прибыль, увеличение лимитов для УСН, послабления для ИП на патенте, уточнения по налогу на имущество

Поправки в НК РФ: новый порядок уплаты налога на прибыль, увеличение лимитов для УСН, послабления для ИП на патенте, уточнения по налогу на имущество

С 1 января 2017 года, согласно изменениям, внесенным в абз. 1 п. 1 ст. 
266

НК РФ, сомнительным долгом будет признаваться лишь часть задолженности, которая превышает размер встречного обязательства контрагента перед организацией. При этом законодатели, к сожалению, не озаботились конкретизацией введенных терминов.

Так, из новой редакции текста НК РФ не вполне ясно, что именно понимать под встречным обязательством. Возможны два варианта. Первый. Под встречными понимаются только те обязательства, срок исполнения которых уже наступил. Такой подход предусмотрен, в частности, ст. 
410 Гражданского кодекса для задолженности, в отношении которой возможно проведение зачета требований в одностороннем порядке. Второй. Под встречным обязательством можно понимать любую кредиторскую задолженность (а этот термин, заметим, в ст. 
266 НК РФ законодатели поставили в скобках сразу после термина «встречное обязательство»), отраженной в бухгалтерском учете. Обоснование второго подхода можно найти в Гражданском кодексе, где имеется термин «встречное исполнение обязательства» (ст. 
328

ГК РФ).

Вызывает вопросы и порядок учета встречных обязательств при формировании резерва по сомнительным долгам. Ведь размер резерва, как известно, зависит от срока возникновения сомнительной задолженности (п. 4 ст. 
266

НК РФ). Соответственно, перед налогоплательщиком, решившим формировать резерв с учетом новых правил, встает вопрос: задолженность с каким именно сроком возникновения уменьшать на встречное обязательство? И надо ли как-то соотносить сроки задолженности со сроками встречных обязательств? К сожалению, ответа на все перечисленные выше вопросы непосредственно в тексте НК РФ нет. Поэтому для корректного формирования резервов по новым правилам потребуются дополнительные разъяснения контролирующих органов. Будем надеяться, они не заставят себя ждать.

Дополнительные разъяснения потребуются и по еще одной поправке, внесенной Законом № 401-ФЗ. Речь о статье 
277

НК РФ, которая, напомним, регулирует порядок определения налоговой базы при внесении имущества в уставный капитал, размещении акций, а также при получении имущества в случае ликвидации или реорганизации компаний.

Законодатели решили в этой же статье зафиксировать и налоговые последствия для государственных корпораций, получающих в качестве взноса имущество от Российской Федерации. Но при этом они не ограничились добавлением соответствующего абзаца в текст статьи, решив поменять ее название. И сделали это крайне неудачно: если читать новое название ст. 
277

НК РФ буквально, то получается, что с 1 января 2017 года ей могут пользоваться исключительно государственные корпорации. А в отношении всех остальных юридических лиц она не применяется. Хотя очевидно, что это не было целью законодателя. Поэтому, будем надеяться, данную ошибку скоро исправят.

Еще одно новшество, вводимое с 1 января Законом № 401-ФЗ, связано с учетом убытков. С одной стороны, законодатели сделали поблажку, убрав 10-тилетний срок переноса таких убытков на будущее. По новым правилам убытки можно будет переносить на будущие периоды до тех пор, пока сумма убытка не будет учтена полностью.

Однако в 2017 — 2020 годах сумма убытка не может уменьшать налоговую базу за текущий период более чем на 50%. Изменения касаются убытков, которые получены за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года (с этого момента, напомним, было отменено ограничение по учету убытков), и не перенесены полностью на последующие налоговые периоды по состоянию на 1 января 2017 года.

Наконец, с 1 января 2017 года изменится порядок уплаты налог на прибыль. Он будет распределяться между бюджетами в новой пропорции: вместо привычных всем цифр 2% и 18% появляются 3% и 17% для зачисления налога в федеральный и региональный бюджеты соответственно. Одновременно законодатели разрешили властям субъектов РФ уменьшать ставку, по которой налог зачисляется в бюджет субъекта, до 12,5 процента, что на 1 процент меньше того предела, который установлен в текущей редакции НК РФ.

Значительная часть поправок, содержащихся в Законе № 401-ФЗ, касается специальных налоговых режимов. Начнем с того, что законодатели решили конкретизировать порядок ведения раздельного учета налогоплательщиками, совмещающими УСН (или ЕСХН) с ЕНВД и (или) ПСН. Теперь в НК РФ четко сказано, что по каждому из спецрежимов нужно вести раздельный учет. И установлено правило, согласно которому расходы, которые нельзя разделить прямым методом, распределяются между спецрежимами пропорционально долям доходов, полученных по каждому из них. Также в новых редакциях ст.
346.6 346.18

НК РФ НК РФ прямо указано, что доходы и расходы, по тем видам деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД или ПСН, не учитываются при исчислении налоговой базы по ЕСНХ или УСН соответственно.

Следующий блок поправок, затрагивающий плательщиков УСН, связан с существенным повышением лимитов, позволяющих перейти на «упрощенку» и сохранять право на ее применение. Согласно поправкам, чтобы остаться на УСН в течение 2017 года, сумма дохода за отчетные и налоговый периоды должна будет находиться в пределах не 120 млн. руб., как это было установлено летними поправками в НК РФ (см. «
УСН: с 2017 года лимиты доходов увеличат в два раза »), а 150 млн. руб. А для перехода с 2018 года на УСН сумма дохода по итогам девяти месяцев 2017 года не должна будет превысить 112,5 млн. руб. (см. также «
Налоговики напомнили, когда можно применять новые лимиты выручки для перехода на УСН

»).

Отдельно надо сказать, что данные размеры лимитов являются окончательными, умножать их на коэффициент-дефлятор больше не нужно.

Законодатели внесли ряд уточнений в положения, регулирующие порядок перехода на применение специальных налоговых режимов. Так, в статье 
346.13

НК РФ теперь указано, что при переходе на УСН с ЕНВД уведомление в налоговый орган нужно подать в течение 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД, т.е. со дня снятия с учета в качестве плательщика ЕНВД.

А для ИП, желающих перейти на патентную систему, в ст. 
346.45

НК РФ сделано следующее уточнение. Предприниматели, не проживающие в городах федерального значения (а это, напомним, Москва, Петербург и Севастополь), но желающие вести в них деятельность в рамках ПСН, могут обратиться с заявлением на выдачу патента в любую налоговую инспекцию, расположенную в этих городах.

Предпринимателей на патенте должны порадовать и другие изменения. При утрате права на применение ПСН налоги с начала периода, на который был выдан патент, можно будет уплачивать не только в рамках общей системы налогообложения, но и в рамках УСН либо ЕСХН. При этом из числа оснований, влекущих утрату права на ПСН, исключена неоплата самого патента. С 1 января 2017 года данное деяние будет рассматриваться как обычная неуплата налога, что влечет начисление пеней, а также возможность принудительного взыскания налога и штрафа (новый п. 2.1 ст. 
346.51 НК РФ). Хотя, надо заметить, что штраф за неуплату налога, согласно ст. 
122

НК РФ, положен только в случае, если это произошло в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, или других неправомерных действий (бездействия). За нарушение срока уплаты налога штраф в НК РФ не предусмотрен. Поэтому оштрафовать налогоплательщика, не оплатившего патент, вряд ли получится.

Определенные изменения внесены и в положения, регулирующие порядок уплаты налога на имущество и землю в части, касающейся кадастровой стоимости. Если кадастровая стоимость меняется из-за того, что при ее определении были допущены ошибки, то новая кадастровая стоимость применяется при исчислении налога, начиная с того периода, в котором была применена ошибочная стоимость. То есть налог нужно будет пересчитать.

Вероятно, этим новшеством законодатели хотели улучшить положение владельцев недвижимости, кадастровая стоимость которой была ошибочно сильно завышена. Но при этом никаких оговорок об этом в тексте закона не сделано. Это  означает, что пересчет налога за все предыдущие периоды возможен и по тем объектам, где ошибочно была установлена более низкая кадастровая стоимость. Причем, если читать закон буквально, то такой перерасчет трехлетним сроком не ограничен.

Вводя данную норму, законодатели упустили и еще один важный момент. Когда должна быть допущена ошибка в определении кадастровой стоимости, чтобы можно было провести перерасчет по новым правилам? Ведь сама норма будет действовать только с 1 января 2017 года и вовсе не очевидно, что ее положения можно применить в отношении ошибок при определении кадастровой стоимости, допущенных в 2016 году и ранее.

Еще одна не слишком радостная новость, приготовленная Законом № 401-ФЗ, коснется большинства организаций. Так, с 2018 года льгота по налогу на имущество в отношении движимых объектов, принятых с 2013 года на учет в качестве основных средств, будет действовать только на территории тех регионов, которые разрешат это своими законами. То есть, на федеральном уровне данная льгота действует последний год, а затем перейдет в разряд региональных. С учетом того, что в большинстве регионов бюджеты являются дефицитными, можно предположить, что многие организации останутся в 2018 году без указанной льготы.

Информацию о других, менее важных поправках, внесенных Законом № 401-ФЗ во вторую часть НК РФ, мы свели в таблицу

Информация с сайта buhonline.ru

09/01/2017 в 3:32



Контакты Уникальное предложение!

Консалтинговые услуги

Управленческий консалтинг является деятельностью, которая направлена на оказание независимых консультационных услуг в управлении, имеющие характер рекомендательный,  и в целом они предназначены помогать руководителям в принятии  организационных задач и целей посредством разработки советов, рекомендаций, предварительному сбору и подготовке аналитической и статистической информации. Консалтинговые услуги предназначены для принятия решений в сфере деловых и управленческих задач за счет объективного объяснения, использования новых возможностей, а также внедрения определенных изменений в деятельность клиента. Можно выделить основные этапы управленческого консалтинга:
  1. Организационная диагностика деятельности, позволяющая быстро дать анализ общему состоянию фирмы-клиента
  2. Моделирование проектов воздействия. На данном этапе консультирования управления наши сотрудники подготавливают оптимальные пути решения поставленных задач, выявляют цели, интенсивность процесса воздействия и другие параметры
  3. Этап реализации изменений. Внедрение утвержденных изменений и проектирование мер по снижению сопротивления и вовлечения персонала в общий процесс, путем корпоративного обучения, совершенствования системы мотивации и т.д.
Компания Deon Agency предлагает консалтинговые услуги, включающие в себя:
  • финансово-управленческое
  • инвестиционное
  • организационно-управленческое консультирование.